12+

лет работы с людьми

3000+

довольных клиентов

70+

статей и упражнений для образовательных проектов

Психологические кризисы матерей недоношенных детей: что это и как с ними справляться

Практически все мамы недоношенных детей нуждаются в психологической поддержке после родов. Это связано со сложным эмоциональным состоянием в которое невольно попадает женщина.

В книге «Перинатальная психология и психиатрия» (2009 г.) описано шесть психологических ситуаций через которые женщины в период между родами и возвращением домой и все они связанны с потоком отрицательных эмоций. Кратко рассмотрим основные кризисы:

  1. Переживание преждевременных схваток и родов.
  2. Резкое прекращение установленных во время беременности взаимоотношений с ребенком из-за нахождения малыша в отделении реанимации.
  3. Сознательное и бессознательное чувство вины за неполноценную беременность и трудности, которые испытывает дитя.
  4. На втором этапе выживания – адаптация к новым условиям в отделение патологии новорожденных.
  5. Возобновление прерванной связи с ребенком.
  6. Подготовка к возвращению с малышом домой.

Мамы недоношенных новорожденных часто фиксируются на переживании горя по поводу потери здорового ребенка и роли матери обычного младенца. Они испытывают страх перед неизвестным будущем и возможной потерей малыша; сильную тревогу из-за вероятных нарушений в развитии ребенка и из-за того, как это скажется на отношениях с мужем и другими членами семьи.

Добавьте сюда боязнь не справиться с обнаруженными заболеваниями или опоздать с лечением; страх перед выпиской домой, где не будет постоянного контроля за состоянием младенца со стороны медперсонала. А также глубокую вину, агрессивные и депрессивные чувства. Специалисты так же выделяют трудности, связанные с восприятием недоношенного ребенка и установления контакта с ним. Все это – серьезные основания для обращения за психологической помощью и освоению приемов саморегуляции.

С ними вас ознакомлю, но сразу оговорюсь, что глубокие депрессии требуют вмешательства специалиста. Вас должны насторожить следующие симптомы, длящиеся больше двух недель: снижение настроения, падение интереса к окружающему или уменьшение привычной активности; нечувствительность к ребенку или чрезмерная забота о нем; неактивность при уходе за младенцем.

Если одновременно наблюдаются сразу четыре из перечисленных симптомов, рекомендую не затягивая обратиться к специалисту: расстройство сна, чувство вины, самообвинение, сильная утомляемость, снижение концентрации внимания, расстройства аппетита, не характерные заторможенность или расторможенность, суицидные тенденции и мысли.

Немедленного обращения за помощью требуют бред, галлюцинации, панические расстройства (приступы, длительностью около 10 минут, сопровождающиеся чувством нехватки кислорода, сердцебиением, тремором, ознобом или жаром, головокружениями и головными болями).

Не бойтесь обращаться за помощью: исследования показывают, что психотерапия, образовательные программы, группы самопомощи и альтернативная терапия (траволечение, мануальная терапия, иглоукалывание и др.) дают хорошие результаты. Не стоит пренебрегать психофармакологчисекими средствами – без серьезных оснований их не пропишет ни один специалист.

Ну что же – готовы?

ТЕХНИКИ САМОПОМОЩИ

Погружение в техники помощи себе начнем с упражнеия-медитации «Подарок». Оно поможет посмотреть на ситуацию другими глазами, найти плюсы там, где это сложно сделать.

Для его выполнения понадобятся примерно 7 минут. Попросите близких вас не беспокоить, отключите телефон, компьютер, выключите телевизор, уберите из комнаты назойливых животных. Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. Сделайте глубокий вздох и полный выдох. Повторите три-пять раз. Запомните текст и повторяйте про себя в медленном темпе.

Наше путешествие начинается. Вы оказываетесь на тропинке. Идете по ней. Прислушиваетесь к звукам. Ветерок треплет ваши волосы, ласкает ваше тело. Вы идете. Там тихо и спокойно. Эта тропинка приводит вас калиточке. Это ваша калитка – представьте ее в деталях.

Рядом с калиткой стоит срубленная скамеечка. На скамеечке кто-то для вас приготовил плед – мягкий и пушистый. Вы берете этот плед, открываете калитку, проходите через нее и оказываетесь в чудесном саду. Где-то рядом журчит ручей. Поют райские птички. Для вас дарят свою красоту и нежный аромат необыкновенные цветы.

Вы идете дальше. Вам здесь нравится – тут такое спокойствие… Вы ощущаете себя женщиной, единственной, прекрасной, легкой, самой красивой женщиной. Вы проходите дальше. Улыбка играет на ваших губах. Вы видите розовый куст. Вы решаете подойти к нему и насладитесь ароматом роз. Вы решаете прилечь – пусть солнечные зайчики поиграют на вас. Вам хорошо, спокойно и уютно, красиво.

Вы немного отдохнули. Встаете, потягиваетесь, поправляете волосы, складываете плед и идете дальше. Это дивный сад. Вдоль ручья вас сопровождают белые лебеди. Порхают бабочки, периодически задевая своими нежными крылышками ваше лицо – так приятно… Проходите дальше. Видите скамеечку – она в таком хорошем месте, под цветущим деревом. Вокруг благоухание цветов. Вы присаживаетесь на эту скамеечку.

Поверните голову – к вам направляется прекрасная женщина. Она как будто парит в воздухе. Она вышла из своего дома специально, чтобы пообщаться с вами. Эта женщина неземной красоты. Она подходит к вам. Приветствует вас. Она рада этой встрече – она очень давно хотела вас увидеть и она протягивает руку чтобы подарить вам подарок от всего сердца. Поблагодарите хозяйку за подарок – ведь это сама Мать-Земля к вам пришла.

Она уходит – у нее много дел. Но свою любовь она оставляет с вам. Он всегда с вами. Можете открыть подарок и посмотреть, что там. Теперь поворачиваетесь, забираете плед и идете к выходы из сада: мимо скамейки, мимо розового куста, под которым вы отдыхали, мимо цветов, которые приклоняли к вам свои красивые головы, мимо ручья с лебедями, в сопровождении бабочек. Вы выходите за калитку. Складываете плед и оставляете его там, где взяли. С этим подарком вы возвращаетесь в свою комнату. Ваше путешествие закончилось. Открывайте глаза…

Какой подарок вы получили от женщины? Опишите его и, при желании, нарисуйте. У кого-то это здоровье. У кого-то любовь. У кого-то – поддержка. Конец упражнения. Надеюсь, встреча и подарок улучшили ваше настроение!

Помните – в любой ситуации главное не терять надежду и искать позитивные моменты. Наш мозг устроен так, что когда мы думаем о хорошем, хорошее приходит в нашу жизнь. В этом нет никакой мистики: ежесекундно на нас обрушивается поток информации в 400 млн. единиц. Человеческий мозг способен воспринять лишь 40. От перегрузок нас спасает ретикулярная формация – участок ствола головного мозга и центральных отделов спинного мозга, состоящий из ретикулярных ядер и большой сети нейронов.

В множество ролей формации входит участие в процессе возникновения, поддержания и изменения бодрствования, внимания, ориентировочных рефлексов. Чтобы обезопасить нас от перегрузок, ретикулярная формация направляет наше внимание на то, о чем мы постоянно думаем, как на самое важное для нас в текущий момент. Если думать о плохом – плохое будет замечаться и наполнять наши дни. И наоборот.

Вспомните, когда вы ходили в положении. Помните, как город (любой другой населенный пункт) вдруг наполнился беременными? На самом деле, их не стало больше или меньше – сам факт наличия малыша в животике заставлял вас осознанно или бессознательно постоянно думать об этом.

Практикуйте позитивное мышление. Поддерживайте себя положительными моментами. С неуверенностью в собственных силах и грядущем дне поможет справиться такая техника: утром, сразу после пробуждения скажите себе, что все будет хорошо, что вы справитесь со всем, что принесет вам наступающий день – будете поддерживать своего малыша, помогать ему становиться крепче, даже если его нет рядом с вам. Ведь ни что не может прервать невидимую связь, которая существует между мамой и ее малышом. Так же пообещайте заботиться о себе, прислушиваться к своим чувствам и переживаниям и реагировать на них.

Вечером перед сном вспомните минимум пять позитивных моментов – пусть самых незначительных, которые произошли сегодня в вашей жизни. Или назовите пять вещей, за которые могли бы похвалить себя (сильно не нервничала, подарила много любви своему младенцу, поддержала мужа, связала пинетки и т.п.).

Научиться мысли позитивно поможет упражнение «Две стороны». У каждого события, как правило, есть вторая сторона. Это особенно важно понимать, когда попадаешь в негативную историю. Переосмыслите неприятное происшествие, найдя в нем хотя бы небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и вертикальной линией разделите его на два столбца, посередине напишите название ситуации, в первую колонку занесите три плюса, во вторую – три минуса.

Например, вы сильно ушибли ногу, вам физически больно, рушатся все планы на ближайшие дни и это минус. Зато у вас появится время побыть наедине, провести время с близкими, побыть дома и полениться «на законных основаниях». И это точно плюс!

Так же попробуйте упражнение «Перенос фокуса» – оно тренирует способность переключать внимание с негативного на нейтральное или положительное. Вспомните то, что сегодня вызывало у вас раздражение и неприязнь. Например, назойливая тетушка с неуместными расспросами, превращается в «небезразличную родственницу пекущуюся обо мне». Капризный ребенок – в человека, тренирующего мое терпение. Мама с вкусными пирожными, когда я на диете – в испытателя моей силы воли и намерения сбросить лишние килограммы. Желтые зубы – в «зубы шафранового оттенка», а рваные джинсы – в «модный тренд».

ИЗБАВЛЕНИЕ И СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСТРУКТИВНЫХ ЧУВСТ

В любой ситуации важно прислушиваться к себе, к своим чувствам и эмоциям. Они – наша сигнальная система, подобно коже ограждающая нас от причинения себе вреда: помогают понять, где и с кем нам хорошо и где и с кем нам плохо. Большинство эмоций требуют отреагирования, например: радость и легкость в отношениях побуждают нас сблизиться с человеком; тогда как отвращение и неприязнь предполагают увеличение дистанции.

Наши чувства нужны нам для действий – они побуждают нас предпринимать шаги исходя из того, что мы испытываем. Пока мы не слышим себя, не понимаем своих эмоций, мы не имеем возможности изменить ситуацию.

На ровне с простыми чувствами существуют сложные, требующие проживания, например: вина, горе, стыд, одиночество. Важно уметь находиться в контакте с ними не избегая, а давая время им переродиться в нечто менее страшное. Так со временем горе может стать светлой грустью.

Некоторые чувства на столько болезненны, что мы боимся в них погружаться: нам кажется, что если мы позволим им быть в нашей жизни, они убьют нас. Их мы пытаемся подавить и думаем, что так будет легче. Но ни одно даже самое тяжелое чувство не приносит столько вреда, сколько подавленное. Подавленные чувства могут длится десятилетиями и приводить к депрессиям.

Важно знать, что у сложных чувств существует своя динамика: они проходят волнообразно и не занимают каждый момент нашего времени. Ни пике мы переживаем и грустим, но следом неизбежно идет спад и в такие моменты мы можем заниматься обычными делами, общаться с людьми, работать, даже шутить. Это легко объяснить на примере горя: на поминках люди хотя бы при встрече улыбаются друг другу, там есть место для редких шуток.

ЧУВСТВО ВИНЫ

Мамы недоношенных деток часто испытывают чувство вины. В его основе лежит внутриличностный конфликт между эмоциями и долгом. Нас воспитывают в обществе, где считается, что беременная женщина во многом ответственна за вынашиваемого ребенка. Часто, это действительно так: не пьющая, не курящая, следящая за здоровьем женщина способна обеспечить нормальное развитие и рождение своему малютке.

Но это не всегда зависти от нас. Однако, привитое чувство ответственности за такой процесс, как беременность и роды, не дает женщине перестать обвинять себя даже в тех ситуациях, когда от нее мало что зависело и она не могла изменить ход событий. Такое чувство вины называют обманчивым.

Как весь спектр человеческих чувств, чувство вины совершенно нормально и его наличие свидетельствует о здоровой психике. Оно так же как и стыд, направляет отреагирование – агрессию – на самого себя. Постоянное переживание виноватости влияет на отношение человека к самому себе – со временем оно становится отрицательным. Чтобы этого избежать, стоит тщательно обдумать свои решения и поступки. И если это чувство не мнимое и вы действительно в чем-то виноваты перед своим ребенком, искупите его теплом и любовью – главное, не растворяться полностью в малыше (вы быстро устанете и он почувствует это): оставьте место себе и близким отношениям.

Прошлое не изменить. Попробуйте отнестись к вине, как к сигналу, что вы не безразличный человек и испытываете угрызения совести из-за личного промаха. Берите уроки у прошлого: мысленно поблагодарите за сигнал свое чувство вины, осознайте и примите ошибку, двигайтесь дальше – к решению проблемы. Помните – лелея ощущение виноватости вы не берете ответственность за настоящую жизнь, а это необходимо, прежде всего, вашему младенцу.

То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Умение вызывать в себе необходимое настроение в нужный момент – способность использовать эмоции для стимуляции мышления. Оно помогает смотреть на вещи с разных точек зрения, быть изобретательнее и адаптивнее.

Переключиться на позитив помогут следующие техники и упражнения.

Техника «Молитва». Что, как не молитва (в православии – особенно молитва матери), может помочь ребенку в любой жизненной ситуации и уберечь его от зла! Поэтому возьмите за правило – особенно в моменты, когда вина подступает – молиться за свое дитя. Так, как это умеете, главное – горячо и от всего сердца. Это лучшее, что Вы можете сделать для ребенка. Что было – то было и этого уже не изменить, но вы способны повлиять на будущее крохи. При желании к вашей искупительной молитве могут присоединиться супруг, родственники и близкие люди.

Техника «Сказка». Особенное если она – самореализующаяся (та, в которую вы сами очень верите). Напишите ее для своего крохи и рассказывайте при любом удобном случае. Сказку нужно непременно записать: вам понадобятся несколько листов бумаги и что-то пишущее. Если вы захотите создать иллюстрацию, возьмите бумагу поплотнее и дополнительно приготовьте карандаши и краски.

Алгоритм составления сказки достаточно простой: напишите ее по шаблону, предложенному ниже:

Главный герой (имя, образ).

Где живет главный герой? Чем занимается, с кем общается

Герой попадает в трудную ситуацию.

Пути выхода из трудной ситуации.

Разрешение ситуации. Вывод.

В идеале нужно сказку дополнить рисунком, коллажем, объемной фигуркой, например, слепленой из пластилина или разыграть события в песочнице. Процесс творения наверняка подарит вам облегчение, а получившиеся предметы творчества помогут дольше сохранить это чувство. Свои записи так же можно предоставить на консультации для анализа психологу.

Пример сказки, написанной мамой для недоношенного малыша (публикуется с разрешения автора).

Жил был маленький птенчик. Он был настолько маленький, что еще не вылупился из яйца. Его звали Кроха. Крохе жилось хорошо и уютно внутри скорлупки: там было тепло, мягко и надежно.

Мама аккуратно положила яичка в гнездышко, специально выстеленное мягким мхом и неусыпно была рядом, ожидая когда вылупится малыш. Заботливый Папа Крохи приносил Маме червячков и мелких букашек. Мама никогда не покидала своего птенца. На ночь она пела ему прекрасные колыбельные песни своей мелодичной трелью.

Папа и мама Крохи очень любили его и терпеливо ждали появления на свет своего нежного малыша.

Но вот однажды в их мирное гнездо пришла беда: злой Коршун захотел прогнать Маму, разорить гнездо и обидеть маленького Кроху. Мама сопротивлялась, как могла, а небольшой по размеру Папа доблестно сражался с злодеем, отлетая и с разгона клюя злодея куда попало.

От всех этих движений, веточка, на которой было устроено гнездо, внезапно сломалась и Кроха полетел на землю. Яичко треснуло и птенчик оказался совершенно один, совсем еще не готовый к рождению, лежать на травке. Мама кинулась к малышу – его смерть казалась неизбежной.

На счастье птичьего семейства, мимо места трагедии пролетала добра Волшебница. Она перед самым носом злого Коршуна поместила Кроху в созданный при помощи волшебной палочки радужный пузырь. Волшебница прогнала злодея и помогла родителям разместить гнездо и чуть живого Кроху на новом месте.

Мама и Папа Крохи очень боялись за сыночка, плакали и не переставали благодарить Волшебницу, которая наказала им сильно не волноваться, заботиться о птенчике и верить в лучшее.

Она сказала, что добрые песни и тепло родительских тел помогут Крохе окрепнуть и выбраться из радужного пузырька, который теперь заменял ему яйцо. Она так же сказала, что малыша ждет блестящее будущее – он будет лучшем певцом в округе, потому что Мама с Папой будут уделять много внимания своему птенцу и научат его всему лучшему, что умеют сами.

Мудрые Папа с Мамой поблагодарили Волшебницу и заботились о Крохе пока он не вырос и не стал самостоятельным. Это история сплотила семью, научила их верить в лучшее и даже в самых отчаянных ситуациях держаться вместе и дарить тепло.

ПОДДЕРЖКА

Очень часто в сложных ситуациях женщинам не хватает поддержки. Но ее можно не только безвозмездно получать или попросить о ней. Ее можно научиться давать себе самостоятельно. Чтобы научиться это делать, выполним упражнение «Круг поддержки». Его цель: вспомнить и выделить все, что оказывает поддержку в сложных ситуациях и определить возможные шаги для самопомощи.

  1. Вспомните всех, кто вас поддерживал в сложных ситуациях. Запишите их имена.
  2. Подумайте и рядом с каждым именем напишите ответы на вопросы: что такого делал этот человек, что у меня появлялось ощущение поддержки? Что в этой поддержке для меня было особенно важным?
  3. Посмотрите и проанализируйте получившийся список – выделите основное, похожее в действиях других людей, которые вас поддерживали.
  4. Подумайте и запишите шаги, каким образом вы сможете сделать для себя это сами.

Чтобы вам было проще справиться с упражнением, скажу, что существует три вида поддержки: поддержка эмоциональная, интеллектуальная и поддержка действием.

Эмоциональная поддержка представляет собой выражение чувств и эмоций, располагает к задушевной беседе, дает человеку выговориться, прожить свои чувства. Цель такой поддержки – помочь человеку успокоиться: 1. встать на место другого и допустить, что его точка зрения является для него правдой на данный момент, 2. распознать эмоцию другого человека и сообщить ему об этом, 3. быть вместе – «Ты не один». Пример: «Мне так важно, что ты поделилась этим со мной, спасибо за доверие. Это правда ужасно, когда жизнь кажется такой пустой» (обнимая).

Интеллектуальная поддержка представляет собой поиск вариантов решения проблемы, построение плана, анализ, приглашение к мозговому штурму. Цель этого вида поддержки – помочь найти оптимальный способ решения проблемы: 1. помочь человеку увидеть ситуацию с другой стороны, 2. увидеть смысл ситуации и возможные плюсы, 3. задать наводящие вопросы, чтобы прояснить для самого человека, что происходит и найти пути решения, 4. поделиться своими знаниями и информацией. Примеры: вопросы типа «Давай подумаем, что можно сейчас сделать? В состоянии депрессии много подавленного гнева и, видимо, надо пробовать чаще его выражать приемлемыми способами».

Поддержка действием есть непосредственное деятельное включение в ситуацию человека, реальная, конкретная помощь. Цель поддержки действиями – как можно быстрее решить проблему: 1. помочь человеку найти путь к реальным действиям, 2. Предложить свою или совместную помощь. Примеры: одолжить денег, встретить, довезти, защитить, познакомить с нужными людьми, вместе сходить и разобраться, сделать, исправить.

Помните: поддержка в трудный момент – один из вариантов выражение любви к близкому человеку. Просить поддержку не стыдно: это сближает, помогает переживать кризисы, стрессы и другие проблемы, чтобы выходить на новые ступени развития, а не деградировать и впадать в депрессивные состояния. Почему бы не подсказать близким людям, как сделать для вас лучше и помочь им вас любить? Ведь именно для этого и существуют близкие люди.

А когда их нет рядом, выполняйте шаги, которые вы прописали после выполнения упражнения «Поддержка».

Комментарии (0)

Оставить комментарий

© ИП Максимова Алина Юрьевна, 2016 ОГРНИП 316774600314521

+ 7 (968) 388-45-98 (С 10 ДО 22)

alina@alinamaksimova.ru

Варианты оплаты