12+

лет работы с людьми

3000+

довольных клиентов

70+

статей и упражнений для образовательных проектов

Размышления на тему мышления

11Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью.
Виссарион Григорьевич Белинский.

Наличие интеллекта часто способствует выживанию.
Чарльз Дарвин.

Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи.
Ильф и Петров.

В психологии существует огромное количество определений мышления и не меньшее количество его видов (визуальное, образное, дискурсивное, технократическое и т.д.). Но сейчас мне хочется порассуждать на актуальную тему линейного и клипового (или мозаичного) мышления.
Время диктует свои правила и сегодняшняя молодежь воспринимает информацию совсем не так, как это делали их родители. Причина в том, что за последние сто лет скорость изменений вокруг человека увеличилась в пятьдесят раз. Невероятные темпы подачи информации требуют таких же мощных методов ее обработки. Люди постарше имеют восприятие последовательное и текстовое – психологи называют их людьми книги. Представители нового поколения видят картинку в целом, как некую мозаику, составленную из информационных блоков – они люди экрана.22
В чем же отличия, плюсы и минусы?
Если кратко, то линейное мышление всеобъемлющее, внимательное к мелочам, досконально изучающее, докапывающееся до сути, выискивающее причинно-следственные связи. Человек мыслящий линейно скрупулезно исследует материал, широко овладевает изучаемым предметом, прочно запоминает информацию. Сегодня практически невозможно быть профессионалом высокого уровня не умея мыслить линейно.
Клиповое мышление вычленяющее, точечное, выискивающее знания необходимые здесь и сейчас для решения текущих проблем. Человек с таким мышлением способен обрабатывать море информации в момент времени, сосредотачивать свое внимание только на необходимых деталях, не вдаваться в частности; он быстро реагирует на поставленные перед ним задачи, более адаптивен, имеет большую скорость включения в работу.
Современное образование способствует формированию у молодежи мозаичного мышления. Провозглашая линейное чтение, учебники на деле не предлагают его: дети изучают материал кусочками, блоками, к которым периодически возвращаются. Прибавьте к этому влияние телевизора, компьютера, интернета, разнообразных гаджетов и даже рекламных роликов и щитов – все мелькает, картинки стремительно сменяются.
Считаю, что поколению33 «на стыке» — те, кому сейчас примерно 30-40 лет — повезло больше всех: воспитанные на методах линейности (классическое школьное образование), они еще достаточно гибки для того чтобы интуитивно научиться воспринимать мир по-новому.
Перекос в любую сторону чреват последствиями.
Линейные люди не успевают за информационным потоком. Это приводит к «пробуксовкам» на работе, задержкам в офисе допоздна, перегрузкам, болезням физическим и психическим, формированию комплексов, отсутствию свободного времени для живого общения, творчества и хобби. На корпоративных тренингах мне чаще всего приходится учить взрослых людей «брать в оборот» нужные в данный момент куски информации и не распыляться на последовательное изучение всех деталей.
Клиповики же не способны к глубокому и вдумчивому логическому анализу, не могут решать сложные задачи. Обучая студентов эффективной работе с информацией я прежде всего объясняю, что необходимо выстраивать пути к достижению целей из последовательных шагов; что для того чтобы что-то получить, нужно подняться по лестнице или попросту вырасти, стать профи.44
Сегодня самыми успешными и продвинутыми становятся те, кто сумел объединить в себе оба способа мышления, развить «недостающее звено». Движение цивилизации отменить нельзя и расслоение в массах с каждым годом будет только увеличиваться. Именно поэтому важно знать особенности своего мышления, использовать свои плюсы, уметь компенсировать минусы.
Склонность к тому или иному типу определяется прежде всего темпераментом. Считается что флегматики легче воспринимают большие объемы информации. Многое зависит от среды: какие ставятся задачи перед человеком, какова скорость их поступления. Родители могу повлиять на формирование у ребенка линейного мышления предлагая ему живое общение, прививая любовь к книгам, развивая любознательность. Детям постарше полезно рассказывать истории успеха свои и знаменитых людей из которых следует, что достижения редко даются просто так – им предшествует кропотливая работа и поступательное движение вперед.
Если тема саморазвит55ия вам интересна приглашаю на мой бесплатный вебинар «Эффективное управление информационными потоками или как освободить время для себя».
На встрече вас ждет:
• обзор информационных потоков и способов управления ими,
• два теста на определение психотипа,
• как работать эффективнее не отвлекаясь на пустяки,
• как начать «разгребать» информационные завалы и какие инструменты в этом помогут,
• упражнения повышающие личную эффективность,
• секрет быстрого результата без особых усилий.
Вебинар пройдет в чт., 22 июня, в 20:00 по московскому времени. Ссылка на вебинарную комнату: http://webinar.alinamaksimova.ru:5080/openmeetings/signin#room/119>>  Для корректной работы системы используйте браузеры Google Chrome, Yandex или Internet Explorer. Что бы войти в вебинарную комнату необходимо авторизоваться, используя свои учетные данные в системах Yandex или Google, или пройти регистрацию. Если система запросит пароль — введите свой от используемой для входа системы или зарегистрируйтесь.

До встречи на вебинаре!

Комментарии (0)

Оставить комментарий

© ИП Максимова Алина Юрьевна, 2016 ОГРНИП 316774600314521

+ 7 (968) 388-45-98 (С 10 ДО 22)

alina@alinamaksimova.ru

Варианты оплаты